Особенности эмоционального интеллекта у пациентов с псориазом и атопическим дерматитом

Введение. Эмоциональный интеллект является фундаментальным атрибутом для эффек-
тивной реализации социального взаимодействия и преодоления стресса в повседневной
жизни. Псориаз и атопический дерматит относятся к группе хронических заболеваний, свя-
занных со стрессом. На данный момент было проведено немного исследований, посвященных
эмоциональному интеллекту у пациентов с кожной патологией.
Цель. Изучить эмоциональный интеллект у пациентов с атопическим дерматитом и псориа-
зом.
Материалы и методы. Нами обследовано 59 пациентов с атопическим дерматитом и 67 па-
циентов с псориазом в период обострения с распространенной локализацией высыпаний,
поражением открытых участков тела и наличием зуда в области высыпаний. В общей сумме
85% пациентов с кожной патологией связывали рецидивы и причину возникновения своего
заболевания со стрессом, 15% – с другими факторами. Группу контроля составили 65 практи-
чески здоровых людей.
Эмоциональный интеллект и его основные компоненты (опытный домен: идентификация эмо-
ций, использование эмоций в решении проблемы; стратегический домен: понимание и анализ
эмоций, сознательное управление эмоциями) оценивались при помощи опросника Дж. Мае-
ра, П. Сэловея и Д. Карузо (MSCEIT 2.0) – адаптация русской версии.
Результаты. Пациентам с кожной патологией (особенно в группе пациентов с псориазом)
оказалось сложнее рассуждать об эмоциях и использовать эмоции во время социального
взаимодействия по сравнению с группой контроля. При гендерном сравнении показателей
эмоционального интеллекта в группе пациентов с атопическим дерматитом у лиц женского
пола эмоциональный интеллект оказался выше, чем у мужского пола. Более того, женщинам
оказалось проще классифицировать и переживать эмоции.
Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о том, что пациенты с псориазом и
атопическим дерматитом нуждаются в психотерапевтической поддержке с целью обучения
навыкам эффективного преодоления стресса за счет улучшения эмоциональной осведомлен-
ности и эффективного использования эмоций во время социального взаимодействия.